К какой экономической школе ты относишься?
В наших вузах различные экономические школы представлены по-разному: например, марксистское направление можно изучить детально, в то время как австрийская школа экономики упоминается вскользь, и разобраться с ней можно разве что самостоятельно. В итоге ваши взгляды на экономику могут демонстрировать приверженность к какой-то школе, но вы можете об этом даже не догадываться. В этом тесте вы сможете соотнести свои экономические знания с основными школами и разобраться, к какой из них вы относитесь, а также в каких направлениях у вас может быть недостаточно знаний. Тест предложен экономистом Ярославом Романчуком в его книге "Либерализм", он содержит 25 вопросов. Итак, приступим:
Вопрос №1
Что такое частная собственность?
Собственность – это отношения, естественно возникающие между людьми и материальными объектами. Любое нарушение прав частной собственности приводит к нарушению свободы и падению уровня благосостояния.
Собственность находится в центре всех самых сильных проявлений неравенства и эксплуатации современной цивилизации, поэтому она требует регулирования и перераспределения.
Собственность – важный элемент нашей социальной системы, но ее статус зависит от обстоятельств. Ее надо регулировать и модифицировать в случае возможности злоупотребления ей.
Собственность играет важнейшую роль для богатства и экономического роста. Поэтому особо важно, чтобы закон поддерживал и модифицировал права собственности таким образом, чтобы достигать максимальных темпов экономического роста и эффективности.
Вопрос №2
Каков правильный, адекватный метод проведения исследования в экономической науке?
Правильным методом для экономиста является определение очевидных, не требующих доказательств аксиом, к примеру, таких: люди стараются достигать максимального удовлетворения при минимальных затратах. Затем из этих аксиом следуют логические выводы.
Как физик, экономист должен построить точную модель, при помощи которой можно сделать количественные предсказания относительно экономических переменных, собираемых статистикой. Затем он должен сравнить эти предсказания с реальными данными.
Экономика не может быть наукой в привычном смысле этого слова. В ней нет фиксированных законов. Экономист может изучать исторические эпизоды и делать выводы, подходящие для определенного времени и общественного строя.
Экономические законы нужно изучать не в применении к атомарным индивидам, а в применении к сложным группам, с которыми идентифицируют себя люди, будь то класс, раса или пол.
Вопрос №3
Почему существуют процентные ставки? Надо ли их регулировать?
Процентные платежи компенсируют инвесторам потерю ликвидности, когда они вкладывают деньги в бизнес-проекты или дают кредиты на определенное время. Манипуляции процентными ставками национальным банком иногда необходимы, но в целом нежелательны.
Процентные платежи – это доход на капитал. Процентная ставка в состоянии равновесия равна предельной производительности капитала. Правительство не должно вмешиваться в процентные ставки по тем же причинам, по каким оно не должно вмешиваться в определение уровня заработной платы.
Процент – это варварская черта капиталистического общества. Она исчезнет, когда будет ликвидирована существующая несправедливая система оплаты труда.
Процентные платежи отражают более высокую ценность товаров сегодня по сравнению с товарами завтра. Правительство не должно вмешиваться в установление уровня процентных ставок, поскольку они отражают субъективное вознаграждение, которое человек устанавливает на товар сегодня по сравнению с товаром в будущем.
Вопрос №4
Каково экономическое влияние сбережений?
В нормальные времена сбережения экономически безвредны, но в рецессии сбережения могут стать причиной еще большего экономического упадка. Надо проводить политику, стимулирующую расходы, при сохранении для людей системы социальной защиты, которая будет обеспечивать их в старости.
Быстрое накопление богатства избранными классами и семьями создает экономическую олигархию, которая блокирует тех, кто не может ничего достигнуть в экономической системе. Обществу необходимы налоги на наследство и на дивиденды.
Сбережения как экономическое действие, предполагающее отказ от текущего потребления, необходимы для формирования капитала. При этом не существует социально оптимального отношения потребления к сбережениям, которое должно доминировать в обществе. Правительство не должно проводить определенную политику сбережений, даже если это касается сбережений на старость.
Без сбережений нет инвестиций и, следовательно, нет экономического роста. По этой причине стимулирование сбережений должно быть экономическим приоритетом. Инфляция препятствует сбережениям, поэтому политика стабильных денег должна быть главным приоритетом центрального банка. Частные пенсионные счета более эффективны, чем государственная система социального обеспечения
Вопрос №5
Что является источником экономической ценности?
Физические объекты, такие, к примеру, как бананы или автомобиль, не имеют внутренней экономической ценности. Наоборот, только человек может придать ценность таким объектам, и только потом экономисты считают их товарами.
Ценность товара равна количеству общего труда, который был использован при его производстве.
Ценность товара определяется взаимозависимостью предложения и спроса или тем, что мы можем назвать взаимодействием издержек и полезности. Она определяется как субъективными преференциями, так и объективными технологическими условиями.
Экономическая ценность – это сложная проблема, которую нельзя объяснить через простую формулу. Чтобы понять, почему люди в определенном обществе ценят одни вещи больше других, мы должны изучить их культуру и историю.
Вопрос №6
Что такое деньги и как они произошли?
Деньги могут произойти из бартера, но частные интересы, вероятно, не разовьют их до уровня, необходимого современному обществу. Нужно, чтобы центральные банки поддерживали финансовый сектор.
Деньги – это инструмент эксплуатации и искажения реальной ценности объектов. Деньги не являются ни желательным, ни необходимым явлением.
Деньги всегда возникают из бартера. Сложность в поиске торговых партнеров при бартерной системе приводит к тому, что некий товар становится деньгами.
Деньги – это продукт деятельности государства. Надежные денежные институты требуют планирования и наличия центрального банка. Путем увеличения денежного предложения во время рецессии и сокращения предложения во время бума центральные банки могут стабилизировать рынки.
Вопрос №7
Что является причиной бизнес-циклов?
Изменения денежного предложения являются причиной роста ВВП сверх общего тренда. Если бы не было этого предложения, экономика развивалась бы относительно стабильно. Изменения денежного предложения являются причиной инфляционных бумов и рецессий.
Конкуренция перед лицом сокращения прибыли и усиления монополии генерирует постоянно растущие кризисы в системе капитализма. Капиталисты инвестируют в инструменты, которые сокращают их расходы на рабочую силу, чтобы сохранять высокую безработицу и низкий уровень оплаты труда. Конкуренция приводит к падению прибыли и рецессии.
Увеличение денежного предложения искусственно сокращает процентные ставки. Это является причиной потребительского и инвестиционного бума.
Бумы начинаются в период чрезмерного оптимизма, которые часто являются следствием технологического сдвига. В результате наблюдается спекулятивная лихорадка. А пессимизм среди инвесторов приводит к недостаточному совокупному спросу и экономически тяжелым временам для людей.
Вопрос №8
Какой должна быть правильная антирецессионная политика?
Чтобы избежать рецессий, необходимо еще больше секторов экономики взять под государственный контроль, даже если это будет означать национализацию промышленности.
Рецессия открывает существующее отсутствие координации и неправильные инвестиции, которые стали возможными благодаря безрассудной монетарной политике. Это необходимая фаза, которая должна дойти до своего завершения естественным путем.
Центральный банк может стимулировать экономику посредством низких процентных ставок. Парламент может увеличивать совокупный спрос, даже если в результате будет дефицит бюджета.
В дополнение к традиционной фискальной и монетарной политике правительство должно защищать отрасли промышленности, которые особенно пострадали. Оно должно также защищать рабочих от увольнения и предоставлять пособия для безработных. Бизнес же должен иметь возможность свободного заимствования из банков и правительства.
Вопрос №9
Насколько жизнеспособным является социализм? Можно ли его практически построить?
Капитализм является эффективной производительной системой, но сами капиталисты, если их оставить без присмотра, ставят прибыль выше людей. Институты общества необходимы для разрешения конфликта между капиталистами и рабочими/потребителями. Устанавливая такие институты, мы перенимаем опыт социалистов. Государственная собственность необходима в некоторых секторах экономики (ЖКХ и образование).
Социализм является жизнеспособной альтернативой, в которой неизбежно развивается история. Однако социализм встречается с сопротивлением бизнесменов, которое те оказывают политическим системам. Социалистические администраторы могут следить за запасами и повышать (снижать) цены, когда запасы сокращаются (увеличиваются). Это реальная экономическая система, которая может работать лучше, чем капитализм.
Экономическая история убедительно доказала, что система свободного предпринимательства была более продуктивной, чем любой из известных социалистических экспериментов. Полностью свободный рынок тем не менее тоже приводил к серьезным провалам, поэтому его надо в определенной степени сдерживать. Желательность государственного интервенционизма зависит от степени несовершенства рынка по сравнению с несовершенством правительства.
Социализм требует тоталитарного государства. Он не является жизнеспособной альтернативной капитализму. Каждый шаг по направлению к социализму – это шаг к экономической иррациональности.
Вопрос №10
Каким должен быть размер государства и его функции?
Государство должно существовать для того, чтобы определять «правила игры». Оно должно принять основные правила для общества и следить за их исполнением, но избегать произвольного и дестабилизирующего вмешательства в рынки, за исключением фундаментальных услуг и институтов, таких, как закон, деньги, оборона.
Для большинства товаров и услуг рынки должны быть сохранены, но правительство должно иметь дискреционную власть вмешиваться в них, чтобы корректировать их провалы. Таким образом, рынок и государство могут работать вместе в рамках модели государственного и частного партнерства.
Государство должно обеспечить общественную систему производства и распределения товаров для создания более справедливого и полноценного общества для всех.
В идеале функции правительства должны быть ограничены до защиты прав и свобод граждан, в том числе прав собственности.
Вопрос №11
Кто и как должен регулировать потребительские товары?
Под воздействием таких явлений, как реклама, преференции потребителей сильно не меняются. Потребители рационально реагируют на информацию, которая касается товаров. Тем не менее правительство может играть позитивную роль в предоставлении потребителям большего объема информации.
Потребительские товары развиваются через экспериментирование. Кроме нескольких потребностей, которые относятся к удовлетворению голода и поддержанию необходимой температуры, потребительские преференции возникают в результате взаимодействия между людьми. Здесь хорошего субститута рыночного процесса не существует.
Составной частью капитализма является индустрия культуры, которая генерирует фальшивые преференции. Правильное регулирование потребительских товаров требует революционных изменений в обществе.
Бизнесы создают искусственную потребность и приводят к растратам. Это может привести к серьезному вреду для потребителей или по крайней мере к чрезмерно высоким ценам. Правительство должно регулировать дефектные или опасные товары, а также субсидировать социальные.
Вопрос №12
Что такое зарплата?
Зарплата – это основа капиталистической эксплуатации. Государственная собственность на средства производства упразднит эксплуатацию рабочих путем ликвидации частной прибыли.
Зарплата представляет собой приведенную к финансовому выражению производительность труда ради удовлетворения спроса потребителей. Государственная интервенция в рынок труда (к примеру, закон о минимальной зарплате) является причиной безработицы среди менее производительных рабочих.
Зарплата определят доход, который создает спрос на товары. Повышение зарплаты повышает спрос на товары и ведет к процветанию. Правительство должно выделять субсидии для домашних хозяйств и проводить политику постоянного роста зарплаты.
Зарплата отражает производительность рабочих в процессе удовлетворения потребительского спроса. Однако рост оплаты за производительный труд увеличивает безработицу среди низкопродуктивных рабочих. Правительственные субсидии могут исправить провал рынков, но они не всегда необходимы.
Вопрос №13
Что является причиной экономического роста?
Сбалансированные отношения между совокупным спросом и совокупным предложением являются важнейшим детерминантом экономического роста. Поскольку частные рынки не всегда приводят к этому состоянию, необходима стабильная институциональная среда.
Частного потребительского спроса недостаточно для экономического роста. Совокупных частных расходов также не всегда хватает. Их объем обычно зависит от манипуляций бизнесов. Госрасходы в таких сферах, как образование, инфраструктура и наука, необходимы для обеспечения экономического роста.
Капиталистический процесс является причиной экономического роста, но распределение богатства при капитализме неверно. Целые классы, социальные группы граждан находятся вне этого процесса. Необходима демократия рабочих, при которой производительность труда идет в паре со справедливым распределением богатства.
Источником экономического роста является взаимовыгодный, добровольный обмен. Частные контракты, конкуренция на рынке и частные институты, позволяющие осуществлять инвестиции в разные факторы производства и аккумулировать капитал, – это все, что нужно для достижения оптимального экономического роста.
Вопрос №14
Какова ваша точка зрения на экономику и окружающую среду?
Бизнес будет так долго эксплуатировать природные ресурсы и увеличивать экологические издержки для других, как долго ему будет позволено зарабатывать прибыль. Правительство должно следить за тем, чтобы бизнесы не получали прибыль за счет загрязнения природных ресурсов.
Единственным долгосрочным решением проблемы загрязнения окружающей среды и экологической деградации является жесткое ограничение экономического развития. Хрупкая экологическая система должна быть всесторонне защищена: от мельчайших проявлений жизни до крупнейших водоемов, в том числе атмосфера Земли.
Большинство проблем окружающей среды наилучшим способом решается через систему рыночных стимулов. Загрязнение окружающей среды можно снизить через развитие рынка прав на загрязнение. Эти права могут быть объектом торговли, чтобы издержки загрязнения падали на плечи тех, кто реально загрязняет окружающую среду.
Практически все проблемы окружающей среды являются результатом конфликтов за право владеть собственностью. При сохранении частной собственности сами хозяева решают конфликты с нарушителями. Стимул к сохранению природы – неотъемлемая черта системы стимулов рынка. Государственная собственность не является решением.
Вопрос №15
Что финансируется при помощи налогов?
Налоговая система часто выражает интересы корпораций и богатых. Большой бизнес отстаивает право на получение высокого дохода юридическими и физическими лицами и за низкие ставки налогов на доход и прибыль. При этом они активно поддерживают социализацию или национализацию издержек, т. е. когда государство компенсирует потери от инвестиционных ошибок. Это происходит из-за чрезмерного влияния бизнеса и богатых на политику. Настоящая демократия не позволила бы этого.
Поскольку рынки несовершенны, госрасходы должны направляться на предоставление общественных товаров и социально значимых услуг, которые рынки сами по себе не произвели бы. Налоги также могут уменьшить социальные издержки и сдерживать потребление товаров, которые не должны производиться рынком.
Налоги компенсируют дефицит частных расходов, которые не отражают пользу для общества. Налоги поддерживают производство общественных товаров, таких, как закон, дороги, образование и наука. Эти расходы приносят пользу всему обществу.
При помощи налогов аккумулируются деньги для осуществления трансфертов в пользу интересов отдельных групп и госслужащих. В отличие от частных компаний, производящих товары и услуги, которые потребители хотят покупать, госслужащие не имеют средств для оценки информации о реальных потребностях потребителей. Налоговые ресурсы обычно расходуются на удовлетворение интересов сильных лоббистов, которые не владеют и не должны владеть средствами.
Вопрос №16
Что является причиной Великой депрессии? Насколько эффективной была программа «Новый курс», принятая Рузвельтом?
Крах фондового рынка в 1929 г. является убедительным подтверждением того, что люди, т. е. экономические агенты, осуществили необходимую корректировку в той ситуации, когда экономика была искусственно накачана дешевыми деньгами. Вместо того чтобы допустить ликвидацию убыточных проектов, Гувер попытался оживить экономику через целый ряд интервенционистских мер, включая внешний протекционизм. В результате экономика еще больше погрузилась в депрессию.
Все рыночные экономики периодически сталкиваются с кризисами. В ситуации, когда общество потеряло доверие к экономической системе, Новый курс стимулировал совокупный спрос. Он является смелой попыткой фискального и монетарного стимулирования во имя исправления дефектов рынка. В тех сферах, где не сработал Новый курс, помогла вторая мировая война.
Великая депрессия резко облегчила большой провал рынка, а Новый курс был плохим набором мер спасения рынка от самого себя. Он был не столько экспериментом в экономической демократии и планировании, сколько попыткой спасти капитализм. Главными бенефициарами стали корпорации. Именно этого мы могли ожидать от администрации, которая была тесно связана с корпоративной элитой.
Великая депрессия началась, как обычный бизнес-цикл, характеризующийся дефляцией. С ним можно было справиться при помощи денежной экспансии. Но Гувер не увидел серьезности ситуации и вместо того, чтобы восстановить веру в национальные деньги, позволил банкам банкротиться. Его провал привел к избранию Рузвельта, который упразднил золотой стандарт и в этом был прав, но его ошибкой было введение чрезмерного регулирования национальной экономики. Именно вторая мировая война, а не Новый курс, положила конец депрессии.
Вопрос №17
Рынки создают и поддерживают монополии? Как справиться с монополиями?
Если история капитализма и показывает нам что-либо, так это то, что капитализм ведет к концентрации бизнеса. По мере уменьшения числа компаний цены растут, а зарплаты снижаются. Профсоюзы и антимонопольное законодательство достигли определенных успехов в сдерживании монополий, но их действий недостаточно, чтобы противодействовать монополизации в рыночных условиях. Государство само должно регулировать уровень конкуренции на рынке.
Рынок склонен к образованию монополий различных размеров и типов. Компаниям надо запретить использовать свое право устанавливать монопольные цены. Их можно вывести при помощи различных формул, которые определяют издержки в соответствии с моделью идеальной конкуренции. Создание конкурентной среды требует жесткого выполнения различных законодательных норм.
Экономисты классической школы были правы, определив монополию как государственный грант, привилегию по использованию определенных прав. Компании, получившие монопольный статус, имели право быть эксклюзивным производителем определенного товара. В рыночных условиях только государство может обеспечить существование монополии. Термин "монопольная цена" в рыночных условиях не имеет смысла, поскольку рынок является процессом изменений. Рыночное общество вообще не нуждается в антимонопольной политике.
Монопольное регулирование посредством защиты отдельных компаний от конкуренции приносит больше ущерба, чем пользы. Некоторые виды регулирования используют ущербные модели, основанные на утверждении, что их товары особо желательны для потребителей. Правительство должно обеспечивать равные условия для реальной конкуренции. Однако производство определенных товаров, к примеру оборона и услуги судов, было бы более эффективным в монополиях.
Вопрос №18
Какова роль равенства и неравенства?
Акцент современной политики на равенстве – большое достижение последнего столетия. Закон больше не исключает женщин и меньшинства из политической и экономической системы. Государство должно стараться не допустить увеличения состояния богатых за счет бедных.
Термин «равенство» корректно было бы использовать в математике, а не в социальной науке. Люди не равны по своим природным качествам, возможностям и воле для достижения определенных целей. Неравный не значит низший или высший по своему положению. Неравный – значит просто другой. Разница между людьми является источником разделения труда. В рыночных условиях она ведет не к конфликтам, а к сотрудничеству.
Неравенство – неотъемлемая черта социальной структуры, которая искажена предрассудками из длительной и постыдной истории развития западного общества, дискриминировавшего женщин и другие меньшинства. Эти предубеждения, уходящие корнями в дух покорения, создали западный капитализм, которому было присуще насилие. Если собственников капитала оставить без контроля, по-прежнему будут существовать группы, исключенные из общества. Поэтому общество должно сдерживать капиталистов. Полное равенство будет недостижимо до тех пор, пока общество будет относиться к людям как к товару.
Это большая ошибка делать равенство целью политики государства, потому что эгалитарное законодательство не способствует развитию стимулов к улучшению текущего благосостояния человека. Наказывать богатых – это зря тешить себя надеждой, что бедные от этого выиграют. Они проиграют, потому что у них будет меньше возможности заработать. Но равенство возможностей – это другой случай. Это нечто, причитающееся каждому по причине того, что он – человек. Поэтому народ через государство должен выступать за равенство в образовательных учреждениях и помогать тем, кто не по своей вине не имеет средств для входа на рынок и нахождения своего места в системе разделения труда.
Вопрос №19
Каковы ваши взгляды на торговлю и глобализацию?
Международная торговля повышает уровень жизни посредством увеличения производительности факторов производства. Дальнейшее разделение труда, специализация ведет к росту производительности труда. Глобализация позволяет улучшить средства производства и его организацию. Распространение глобального капитализма является ключевым элементом для обеспечения устойчивого экономического развития во всем мире.
Экономическая интернационализация имеет позитивные и негативные последствия. Свободная торговля и глобализация могут увеличить производительность и повысить уровень благосостояния потребителей. Однако во многих регионах мира ТНК эксплуатируют рабочих и загрязняют окружающую среду до тех пор, пока правительства не начинают их регулировать, гармонизировать налоговое и административное законодательство. Чтобы избежать негативных последствий международной торговли, необходимо детальное регулирование некоего глобального органа.
Глобализм развивается под флагом свободной торговли, но на самом деле является механизмом эксплуатации потребителей и рабочих. Транснациональные корпорации, которые не могут найти рынки сбыта дома, эксплуатируют рабочих развивающихся стран, выплачивая им минимальную зарплату, на которую едва можно выжить. Их поведение разрушает местные национальные культуры и ведет к превращению людей в товар. Такова природа капитализма и капиталистических государств.
Свободная торговля генерирует позитивные результаты, но она нуждается в общественной поддержке. Специализация труда и инвестиции в средства производства, которые осуществляют ТНК, увеличивают производительность труда и повышают уровень жизни, но нам необходимо глобальное регулирование через Всемирную торговую организацию, которая должна создать правовые и финансовые рамки, обеспечить прозрачность законов и защиту интеллектуальных прав собственности.
Вопрос №20
Каковы функции фондового рынка?
Фондовый рынок может играть положительную роль в обществе, но он также подвержен спекулятивным атакам. На нем часты злоупотребления, типичные для больших и сложных институтов, которые обманывают малых инвесторов. Поведение спекулянтов может привести к переоценке рынка, инсайдерской торговле, другим практикам, которые приносят пользу небольшой группе генеральных директоров и управляющих, пиарщиков и крупным инвесторам за счет малых инвесторов. Большие игроки фондового рынка также могут использовать систему в свою пользу, поэтому государство может и должно регулировать фондовый рынок.
Фондовый рынок является чрезвычайно важной частью процесса, при помощи которого мы координируем производство. Цены фондового рынка отражают производительность фирм, а также мнения предпринимателей относительно будущей производительности. Конкуренция фондовых рынков позволяет установить ценность реальных инвестиций. Неправильно критиковать и клеветать на слияния и объединения компаний, инсайдерскую торговлю, потому что эти действия отражают реальную конкуренцию. Государственное регулирование не может улучшить работу фондовых рынков, потому что именно рынки в наибольшей степени напрямую информируют нас о наилучших способах использования ресурсов.
Фондовый рынок представляет интересы непроизводственного класса общества. Класс инвесторов получает прибыль за счет трудовой деятельности других. В то же время он втягивает общество в различного рода инвестиционные схемы. Спекуляции фондового рынка, инсайдерская торговля, захваты и объединения компаний дестабилизируют экономику. Через концентрацию контроля над финансовыми учреждениями происходит концентрация контроля над средствами производства в руках небольшой группы людей.
Фондовый рынок помогает совместить производственные стимулы и отделить производственные компании от непроизводственных. В любой момент цены на фондовой бирже отражают всю имеющуюся в наличии и релевантную информацию, поэтому прогнозы сбываются в среднем. Слияния и объединения компаний оказывают давление на управляющих компаниями и заставляют их работать на интересы инвесторов, больших и малых. Система работает до тех пор, пока регуляторные органы требуют обеспечения полной прозрачности и предоставления всей имеющей отношение к рынку информации.
Вопрос №21
Зачем нужны профсоюзы?
Профсоюзы – это монополии на рынке труда, потому что они пользуются привилегией, данной им государством. Профсоюзы повышают зарплаты сверх уровня конкурентного рынка. Это приводит к падению занятости низкопродуктивных рабочих и сокращает общее производство потребительских товаров. Лидеры профсоюзов часто коррумпированы и получают выгоду за счет своих рабочих.
Профсоюзы – это монополии, но они могут достигать позитивных результатов. Их историческая роль заключалась в том, чтобы противодействовать концентрации промышленной власти. В то же время слишком сильная доминация профсоюзов также может привести к росту зарплаты сверх уровня конкурентного рынка и привести к сокращению занятости и производства.
Профсоюзы в их сегодняшнем виде не могут исправить дефекты капитализма, который по своей природе эксплуатирует рабочих. Поскольку весь капитал происходит от труда, капиталисты, вероятно, платят рабочим меньше, чем надо для обыкновенного выживания. В той степени, в которой профсоюзы работают на введение общественной собственности на средства производства, они должны защищаться и наделяться большими полномочиями.
Профсоюзы жизненно необходимы для свободного общества. Они действуют как баланс по отношению к бизнесу. Капитализм склонен к концентрации большой власти в руках лидеров делового сообщества, поэтому профсоюзы необходимы для того, чтобы не допустить эксплуатации рабочих большим бизнесом. Правительство должно поддерживать профсоюзы, а закон – гарантировать право организовывать профсоюзы.
Вопрос №22
Каково экономическое значение национальной обороны?
Национальная оборона нейтральна по отношению к рынку. С одной стороны, она обходится налогоплательщикам в определенную сумму денег. С другой – при помощи национальной обороны создается стабильная среда, позволяющая людям работать в мире и реализовывать свои права. Природа государства заключается в том, чтобы сохранять монополию на использование силы и защиты народа от внешних и внутренних врагов.
Национальная оборона сама по себе желательна. При этом она оказывает сильное экономическое влияние за счет того, что правительство реализует многочисленные программы, направленные на обеспечение обороноспособности. Такие программы особенно благоприятны для роста ВВП, потому что большая часть военного производства предполагает развитие тяжелой промышленности. Расходы на оборонку в целом приносят государству больше позитива, если это расходы на большие военные проекты, а не на малые программы по производству потребительских товаров.
Государственные расходы на военную сферу – это социальные затраты, которые вытесняют частные альтернативы, при том, что их гипотетические выгоды не поддаются измерению. Безопасность, как любой другой товар, который нужен потребителю, может поставляться и поставляется рыночной экономикой, т. е. людьми, которые самостоятельно и добровольно организовались в рамках частной собственности добровольного обмена. Система частного обеспечения безопасности работает гораздо лучше государственной, которая транжирит триллионы долларов, погрязла в бюрократии и провоцирует врагов.
Национальная оборона – это удовлетворение спроса, который в противном случае не был бы удовлетворен с достаточным качеством, если бы данный товар поставлялся рынком. Все дело в том, что национальная оборона – это пример общественного блага. Каждый получает выгоду от нее. Это благо нельзя предоставлять отдельным людям, как это происходит с рыночными товарами. Люди не имеют особого стимула покупать его самостоятельно. Поэтому большинство обществ с незапамятных времен наделили правительство полномочием и вменили ему главную обязанность – обеспечивать безопасность.
Вопрос №23
Как быть с такими товарами, как образование и дороги?
Нет смысла спорить, являются ли дороги и образование важными потребностями, но рынок едва ли будет поставлять эти товары в достаточном количестве. Единственная проблема – качество государственного администрирования. Данные услуги можно предоставлять эффективно или неэффективно. Введение рыночных стимулов может улучшить их качество.
Есть определенные товары, которые не могут поставляться рынком в такой степени, в которой они востребованы обществом. Частные школы хороши для тех, кто может себе их позволить, но демократическое общество должно предоставлять образование для всех. Такая же ситуация с дорогами, которые являются частью государственной инфраструктуры современного общества, поэтому дороги не должны быть частью свободного рынка.
Это такие же товары, как и любые другие. Их могут самостоятельно поставлять рынки. Государство не может создать образовательное учреждение, которое сдаст тест на экономическую рациональность, потому что оно должно будет пройти его без прямой ответной реакции со стороны потребителей. Вместо этого государство собирает налоги и тратит средства, как ему в голову взбредет. То же самое относится к государственным дорогам: сколько их строить, какого качества, где? Ответы на все эти вопросы так или иначе определяются политическими факторами. В рыночной экономике качество, количество и вид любого товара или услуги соответствует социальной потребности.
Часто можно слышать, что свободный рынок является решением всех наших экономических проблем, что государство не может производить качественные и дешевые блага. Но пример современных школ и дорог как раз опровергает это утверждение. В государственных школах выучились миллионы людей. Государственные дороги – это ключевой элемент открытого общества, в котором каждый должен иметь возможность участвовать. Узкие интересы бизнесов в системе свободного рынка не могут обеспечить доступ всех людей к этим социальным благам.
Вопрос №24
Каково экономическое значение войны?
Война сокращает экономическое благосостояние, разрушая ресурсы. Она может принести выгоду отдельным людям, контролирующим военные расходы, но только в том случае, если в военных действиях одержана победа. Для большинства потребителей и бизнесов война означает резкое сокращение уровня достатка.
Война сокращает экономическое благосостояние, разрушая ресурсы и активы. Военные действия могут быть выгодны избранным, которые тратят средства, выделяемые на военные нужды. При этом война может быть важной с точки зрения достижения национальных интересов. Если дипломатические средства решения споров провалились, общий уровень благосостояния общества можно увеличить, только если достигнуть важных национальных целей посредством ведения военных действий.
Война стимулирует экономику путем увеличения спроса. Да, войны приносят разрушения, но мы генерируем больше богатства, когда отстраиваем страну, т. е. объекты, разрушенные войной. При этом в процесс вовлекаются не использованные ранее ресурсы, что повышает благосостояние.
Войны существуют для того, чтобы увеличить прибыли капиталистов. По мере падения прибылей от реализации проектов на внутреннем рынке капиталисты устремляются за рубеж, за получением большой прибыли. Это создает конфликты между капиталистами разных стран. Страны начинают войны во имя своих империалистических интересов.
Вопрос №25
Кто наилучшим образом служит обществу?
Когда законодатели, а также эксперты и советники по различным вопросам внутренней и внешней политики, формулируют и проводят определенную политику, они заботятся о национальных интересах. Они желают и могут улучишь благосостояние общества. Предприниматели стремятся к получению прибыли. Их практически не интересует общественное благосостояние. Они служат обществу только в той степени, в какой они зарабатывают прибыль.
Предприниматели играют важнейшую роль в обществе. Конкуренция направляет ресурсы для удовлетворения самых насущных потребностей потребителей. По общему мнению, успешными являются те политики, которые успешно удерживают политическую власть. Обычно это самые жестокие люди в обществе.
Капитализм служит предпринимателям. Предприниматели служат сами себе. Капиталистическая система основана на эксплуатации потребителей и рабочих. Единственное решение этой проблемы – покончить с капитализмом и с классом капиталистических предпринимателей. Лидеры, если таковые будут в социалистическом обществе, будут работать ради достижения общественного благосостояния.
Политики преследуют свои собственные интересы, но политическая конкуренция и процесс выработки политических решений и их принятия заставляет их в определенной степени служить обществу. Предприниматели также в определенной степени служат обществу, потому что они зарабатывают прибыль, предоставляя услуги и товары потребителям. Демократическое общество показало, что с течением времени оно в состоянии решить проблему социального управления наилучшим образом.
Комментарии
Ответить
Ответить